Вернуться на Главную
Web Slides Show
Вам нужны ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ жми на кпопку и выбирай Добавить ресурс
    ГЖЕЛЬ С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ.

    ГЖЕЛЬ С МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО СЕГОДНЯШНИХ ДНЕЙ.

    Гжель - старинный гончарный район в 60 километрах от Москвы, объединяющий более двадцати деревень, в которых крестьяне испокон веков делали гончарную посуду, игрушки, изразцы. С середины XVIII в. Гжельские мастерские и небольшие заводики выпускали из майолики чайники и столовые сервизы, блюда, миски, кувшины, квасники, игрушки, цветочные горшки и многое другое. Майолика Гжели пользуется популярностью среди самых широких слоев населения тогдашней России, её потребителями, по словам историка XVIII в. А. Болотова кроме дворян и помещиков были "недостаточные люди, раскупавшие её во множестве и по дешевизне". Формы большинства майоликовских сосудов сложились на основе традиционных форм чернолощеной и поливной керамики XVII в. - начала XVIII в. Те же вместительные шаровидные кувшины, высокие стройные, с дисковидным туловом: квасники и кумганы. В то же время в Гжельской майолике заметно влияние господствовавшего стиля барокко. Сдержанная статичная форма сосудов XVIII в. как бы ожила, наполнилась движением, на квасниках и кумганах появились гнутые ножки, ручки в виде округленного стебля, рельефные завитки и раковины, украшавшие боковые стенки сосудов, на плечах размещалась мелкая жанровая культура. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету. Гамма росписи состоялась из пяти цветов - желтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. На изделиях оживали сказочные города, фантастические птицы, живописные цветы и травы. 80 - 90 годы XVIII в. явились временем расцвета Гжельской майолики. Изделия этого периода отличаются отточенностью форм, уверенной сочной росписью. Но к концу XVIII в. значение Гжели стало падать, мелкие крестьянские заводы и мастерские не выдерживали конкуренции с привозным дешевым английским фаянсом, заполонившим почти весь европейский рынок, в том числе и Россию. С каждым годом сокращался спрос на майолику. Гжельские мастера были вынуждены ускорять процесс изготовления изделий, которые становились грубее, а роспись суше, небрежнее. С конца XVIII в. - начала XIX в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса. Полуфаянс - керамическая масса, близкая по составу, фаянсу. Изделия, покрытые прозрачной глазурью, реже белой эмалью, имеют серый более пористый и толстый и менее прочный, чем у изделий из фаянса черепок. Приготавливался полуфаянс из светлой Гжельской глины, так называемой "мининки", добываемой у деревни Минино. Из сохранившихся изделий из гжельского полуфаянса больше всего кувшинов, с широкогорлых, приземистых и устойчивых, с носиком-выливом. Почти сферическое тулово кувшина нельзя лучше подходило для орнаментальной росписи, располагавшейся обычно концентрическими кругами. Для полуфаянса характерна синяя подглазурная роспись, наносимая быстрыми мазками кисти на белую обоженную поверхность изделий. Расцвет полуфаянса попадает на 30 - 40е годы XIX в. Гжельские художники достигли виртуозного мастерства владения кистью. Отказавшись от сложных мотивов майолики, они перешли на орнаментную роспись. Постепенно сложился типично гжельский растительно-геометрический орнамент, состоящий из гирлянд, поясков, бордюров. Варьирование мотивов цветков, листьев, ромбиков, кружков, расположение их в несколько ярусов, применение разномаштабности - все это создавало впечатление неповторимости рисунков. В XIX в. В Гжели освоено производство изделий из фаянса и фарфора. Их выпускали как маленькие крестьянские заводы, так и крупные предприятия богатых гжельских купцов Кузнецовых, Тереховых и др. Изготовляли чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, чайники, солонки, чернильницы, блюда и т.п. Формы Гжельского фарфора пластичны, выразительны по силуэту и всегда отвечают назначению вещи. Роспись многоцветная и нарядная наносилась от руки уверенным и быстрым мазком кисти. Тематика росписи была так же, чрезвычайно разнообразной и включала многочисленные сюжетные и орнаментальные композиции, часто сопровождаемые памятными надписями. С Гжелью мы вправе связывать зарождение и развитие отечественной керамики, XIX в. район Гжели объединял все керамические предприятия России. Гжельцами самостоятельно были освоены все основные виды керамики: гончарство, майолика, фаянс, фарфор. Со второй половины XIX в. начался постепенный упадок Гжели. Многие мелкие и даже средние заведения разорялись и закрывались. Одной из причин этого явился общий экономический кризис в стране. Перед революцией в Гжели оставалось всего несколько предприятий, которые были национализированы в 1918 году. За годы Советской власти Гжельский гончарный промысел преобразился, выросли благоустроенные поселки, с новыми жилыми домами, школами, магазинами. По-прежнему район специализируется на производстве керамики. В Гжели находится крупнейший в стране завод электроизоляторов, комбинат стройматериалов, завод фарфоровой химической аппаратуры, кирпичный завод и, конечно, предприятие художественной керамики, из которых наиболее крупным является производственной объединение "Гжель". Гжельское объединение представляет собой хорошо оснащенное предприятие, выпускающее как майоликовые изделия (гончарные участки в деревнях Трошково и Фенино), так и художественный фарфор (цеха в деревнях Турыгино, Бахтеево). В 30 - 40е годы Гжельские артели выпускали разнообразные изделия из фарфора: декоративную скульптуру, вазы, игрушки. Художественный уровень продукции в довоенный период был невысок. Стилизация под народный лубок, слащавость и манерность были свойственны большинству изделий. Но, тем не менее, следует отметить положительную роль артелей в объединение разрозненных мастерских в единый организм с производственной базой и коллективом квалифицированных мастеров. После Великой Отечественной войны под руководством известного специалиста и исследователя русской керамики А. Б. Салтыкова в Гжели была проведена серьезная исследовательская работа. В результате на промысле было выработано новое художественно - стилевое направление, основанное на богатейших традициях Гжельского полуфаянса и фарфора XIX в. Вместе с художницей научно - исследовательского института художественной промышленности Н. И. Бессарабовой А. Б. Салтыкову удалось восстановить технику свободной кистевой росписи обучить кадры росписчиц всем её приемам, привить мастерам любовь к забытому искусству. К сожалению после "Перестройки" интерес к Гжели резко упал, однако промысел продолжал развиваться, вводя в производство передовые идеи. В формах и росписях современного фарфора производственного объединения Гжель ощущается влияние старой гжельской керамики. Следуя традициям народной керамики, гжельские мастера создают посуду со скульптурными дополнениями и декоративную жанровую скульптуру. За основу подглазурной кистевой росписи кобальтом взята растительная орнаментика гжельского полуфаянса и фарфора. Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни. Одним из ведущих художников Гжели является народный художник А. П. Азарова, творчество которой интересно. Она владеет искусством создания как посуды, так и скульптуры, которые она сама и расписывает. Ею создана целая галерея запоминающихся образов: графин "Петух", шкатулка "Самовар", масленка "Рыба-кит", шкатулки-скульптуры "Балалаечник", "Красавица". (см. приложение ) Мотив рисунка Гжели, в общем, сохраняется, но на каждой вазе одного мастера штрихи, линии, углы, пятна всегда разные, что делает одну вещь совершенно не похожей на другую. Живут и развиваются традиции Гжели и об этом заботятся все люди, живущие в этом районе. А происходит это так: жители Гжели живут и работают по принципу "где родился там и пригодился". А реализуется он по-своему. Дети с малых лет, пойдя в ясли, детский сад знакомятся с Гжелью, но не навязчиво, а очень аккуратно. Делается это так: они играют в гжельские игрушки, живут в "теремах", расписанных гжельскими мастерами и невольно у них появляется интерес самим так же уметь расписывать и все знать о Гжели. И в детском саду уже все ребята участвуют в росписи своих же изделий, слепленных из глины. И получается, что ребята с самого детства живут в сине-белой сказке. Потом поступают они в художественную школу, связанную с производством, а далее в художественно-промышленный техникум, училище. Поэтому получается, что основная особенность сегодняшней творческой жизни промысла - большой приток молодежи. Работы юных мастеров постоянно демонстрируются на крупных выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла. (см. приложение ) Но есть и другие примеры притягательной силы Гжели. Об одном из них написал журнал "Юный художник" в статье "Творческая семья из гжели". В ней рассказывается о том, что необязательно родиться в Гжели, чтобы стать мастерами, да такими, что за ними тянутся все остальные. "А произошло это так: Любили рисовать, вместе занимались в изостудии Дворца химиков. И Наташа и Володя мечтали учиться в Москве. После окончания школы переехали в Москву, поступили на художественный факультет Московского технологического института. Наташа по специальности "моделирование одежды", Володя на отделение керамики. В 1978 году, на последнем курсе, Володя искал работу. К этому времени молодые люди уже поженились. Однажды зимой, уже объездив многие фарфоровые заводы в Подмосковье, он попадает в Гжель. Все что он тут увидел, потрясло его до глубины души: "Именно здесь мы будем жить и работать" - решает он. И супруги Бидак со свей годовалой дочерью Танечкой переезжают в Гжель. Когда Наташа первый раз увидела расписные самовары Л.П. Азаровой - она пришла в полный восторг и восхищение, насколько это было неожиданно и красиво. "Вот бы мне так научиться" - думала она. И научилась. 3 года работали супруги в цехе на потоке массовой продукции, а вечером творили дома. Изучали традиции гжельских мастеров, музейные коллекции фарфора, книги, "познавали душу гжельского фарфора". А сейчас Наталья и Владимир Бидак ведущие художники в современной Гжели. Наталья - виртуоз подглазурной фарфоровой росписи. Владимир - художник-пластик. В промысел пришли они в конце 70х - начале 80х годов. Почти сразу же Наталья создала свою авторскую программу и стала преподавать в училище. Главное в их совместных работах то, что они не разделяются на скульптора и живописца, а стремятся воплотить, найти образ и выразить общую идею. Все работы неоднократно выставлялись и демонстрировались на выставках. Самые знаменитые из них часы "День и ночь", скульптуры - "У колодца", "Гармонист", сервиз "Крестьянская семейка", шкатулка "Фазанчик", набор для причастия, часы "Георгий Победоносец" и многие другие. (см. приложение ) Интересно то, что они смогли воспитать не только во многих "детях гжели" традиционные взгляды, но и расширили эти взгляды, нашли в фарфоре то, что близко и созвучно им самим: жизнерадостность, пластичность, возможность создавать полезные рукотворные вещи. За это Наталья и Владимир Бидак награждены Почетными дипломами Академии Художеств.

    Click Here for Commission Junction

    GamblinK - Online Gambling

    Search hundreds of auction sites using AuctionWatch.com's Universal Search!

    Click here to visit affiliate-events.com

    Click here to visit loadedaffiliate.com

    MailMutt.com

    Great Russian books, music and video

    NameBoy.com

    Dadmag.com

    Shop.com

    DealCatcher.com - Sign up for our FREE coupon & deal newsletter!
    Hosted by uCoz