Гжель ! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветешь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом-
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет.
Э. Гольдберг,
преподаватель ГХПК
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИКИ
|
Слово «керамика» происходит от греческого «керамос»-глина. Керамика находит применение в самых различных сторонах нашей жизни: в электротехнической промышленности, строительстве, химии, архитектуре, медицине, производстве посуды; велика роль керамики в изготовлении художественных изделий.
Керамические изделия не боятся сырости и атмосферных влияний, поэтому история сохранила образцы керамического искусства ( иногда в обломках и фрагментах ) от древних магических глиняных фигурок до исключительных по своим художественным достоинствам изделиям из тончайшего фарфора.
Самые древние находки керамических сосудов демонстрируют нам первые попытки их декорирования: примитивные украшения в виде небольших вдавленных отверстий, рельефных волнистых полос и тому подобное.
Художественная керамика-это художественные изделия из глины и других минеральных масс, одним из компонентов которых является глина, как монументального, так и прикладного характера. Керамическая посуда, вазы, кашпо, мелкая пластика - произведения декоративно-прикладного искусства. В настоящее время художественные керамические промыслы России представляют собой довольно обширную отрасль местной промышленности со своей спецификой и художественно-стилевой направленностью. Одним из таких промыслов является гжельский промысел.
Основным видом сырья для производства керамических изделий является глина. Это обусловлено тем, что ее важнейшее свойство - пластичность и огнеупорность. Пластичностью называют способность глин принимать любую форму и сохранять ее после обжига. Глины делятся на пластичные, среднепластичные, непластичные. Способность глин сохранять форму и не подвергаться деформации при высокой температуре называется огнеупорностью. Глины делятся на огнеупорные (температура деформации выше 1580 градусов) и легкоплавкие (с температурой не превышает 1300 градусов).
Для получения качественных изделий в состав массы кроме глины вводят дополнительные компоненты: кварцевый песок, нефелинсиенит, перлит, полевой шпат, которые регулируют пластичность керамической массы, повышают огнеупорность, влияют на её спекаемость, то есть плотность черепка.
Состав керамической массы положен в основу классификации видов художественной керамики.
Толстостенные изделия с неплотным (пористым) черепком, преимущественно из красных глин, называют майоликой; толстостенные изделия с пористым черепком из белых глин - фаянсовыми; изделия из белых глин, имеющих тонкий спекшийся просвечивающийся черепок, - фарфоровыми. В гжельском производстве встречались в различное время все три вида изделий: фарфор, фаянс, майолика.
В производстве художественной керамики применяются два способа изготовления изделий: формовка и литье в гипсовые формы.
Формовка изделий производится из тестообразной керамической массы вручную - свободным вытягиванием на гончарном станке или механизированным способом - с помощью шаблонов на специальных станках различной конструкции.
При литье в гипсовые формы используется жидкая керамическая масса, называемая шликером. В Гжельском производстве также используются оба способа.
После этого изделие подвяливают, т.е. сушат в естественных условиях до приобретения ими достаточной прочности, чтобы подвергнуть следующей операции - оправке: мягкой влажной губкой на изделии затирают швы и к нему приклеиваются приставные детали - ручки, носики. Затем осуществляется сушка в специальных нагревательных камерах - сушилках.
Следующий процесс - обжиг. После обжига изделие приобретает прочность, твердость. Обжиг осуществляется дважды: первый - утильный, второй - политой.
Утильный производится при температуре 850-950 градусов для майолики и фарфора и при 1200 градусов для фаянса сводится к закреплению форм изделия. После утильного обжига производится декорирование полуфабриката и покрытие его глазурями. Затем осуществляется политой обжиг при температуре 980 - 1050 градусов для майолики, при 1200 градусов для фаянса, 1300 - 1400 градусов для фарфора с целью закрепления глазури.
Глазурью называют тонкую стекловидную пленку, покрывающую поверхность керамического изделия. Глазурь придает изделию водонепроницаемость и, кроме того, служит средством декоративного оформления вещи.
В Гжельском производстве используются подглазурные краски.
Подглазурными красками расписываются изделия сразу по утильному черепку, а затем покрывают бесцветной глазурью. Преимущество подглазурной росписи в её прочности, потому что краски во время политого обжига, сплавляются с глазурью, образуют тонкую пленку, предохраняющую их от стирания. Она отличается мягкостью и глубиной тонов, сдержанной цветовой гаммой. Но у подглазурной небогатая палитра, так как большинство красок выгорает при температуре свыше 1000 градусов. Самой распространенной подглазурной краской является кобальт, дающий после обжига синий различных оттенков. Его применяют при росписи Гжельских изделий.
После этого подглазурные краски закрепляют дополнительным обжигом при температуре 800 - 850 градусов.
Во всех народных промыслах подглазурная и надглазурная роспись производится вручную.
|